Автоматизация навыков работника торговли

Основой автоматизации навыков, формирования и сохранения устойчивого рабочего стереотипа является ритмичность работы. Это позволяет каждому работнику трудиться в определенном, оптимальном для него темпе, интенсивность которого определяется индивидуальными способностями.

При расчленении операций, выполняемых продавцом, на отдельные элементы выявлена следующая их физиологическая структура.

Величина физической нагрузки по числу движений, весу перемещаемых грузов, уровню внешней механической работы при хорошей организации труда относительно невелика, и в соответствии с существующими системами классификации ее можно оценить как легкую или нагрузку средней тяжести. Однако довольно часто продавцам, большинство из которых женщины, приходится выполнять и подсобные работы, например поднимать и переносить тяжести весом до 30 кг.

Работа кассира требует значительного напряжения таких высших психических функций, как память и внимание. Одновременно резко увеличивает нервно-психическую напряженность труда кассира общение с покупателями, имеющее, как правило, отрицательную эмоциональную окраску в условиях дефицита времени, а также специфика работы с материальными ценностями (деньги, товары).

Элементы рабочей операции кассира при обслуживании одного покупателя разнообразны. При этом наблюдается недостаток общей физической активности – гипокинезия. Особо неблагоприятным является сочетание гиподинамии с высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения и большой информационной нагрузкой, которым сопутствует значительный темп работы и монотонность труда.

Труд контролера-кассира в значительной степени сходен с трудом кассира, но вместе с тем имеет свои особенности. Так, кассир не связан с товаром, он только инкассирует деньги в сумме, названной покупателем, тогда как контролер-кассир постоянно имеет дело с товаром: он должен просмотреть отобранные покупки, определить их стоимость (для чего очень часто контролерам-кассирам овощных магазинов приходится взвешивать отобранный покупателем товар), подсчитать общую сумму покупки и произвести денежные операции. Таким образом, работа контролера-кассира включает элементы работы и продавца и кассира.

Труд кассира характеризуется сочетанием таких неблагоприятных особенностей, как большой объем локальных мышечных нагрузок на фоне резкого ограничения общей подвижности.

Рабочее место кассира, как правило, недостаточно хорошо оборудовано: кассир в течение всего дня работает сидя в тесном ограниченном пространстве. Двигательная активность его сводится преимущественно к множеству быстрых мелких стереотипных движений пальцами обеих рук, также к движениям в плечевом, локтевом и лучезапястном суставах. Число движений за смену может превышать 7000. Величина усилий при работе на кассовом аппарате никогда не определялась, однако по аналогии с работой на пишущих машинках можно предположить, что каждый удар по клавишам (особенно при работе на старых кассовых аппаратах) требует усилия, равного 100 – 200 гс. Вот почему труд кассира в целом характеризуется прежде

Как видим, в работе контролера-кассира, так же как и в работе продавца и кассира, наблюдается определенная неравномерность. Однако на пассивное ожидание времени затрачивается несколько меньше.

Нервно-психическая напряженность труда контролера-кассира характеризуется следующими факторами.

Число покупателей за смену................... 1234

Число покупок за смену ...................... 1929

Время обслуживания за смену, мин......... 418

Длительность операции, с ................... 13,2

На обслуживание одного покупателя затрачивается от 11,7 до 16,4 с. При этом от контролера-кассира требуется интенсивное напряжение внимания, памяти, зрения. Нагрузка на зрительный анализатор у контролера-кассира выше, поскольку ему приходится воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую преимущественно в виде зрительных образов (число покупок, обозначение их стоимости и т. п.), в то время как кассир воспринимает и перерабатывает информацию в виде словесных сигналов.

Основную рабочую операцию контролера-кассира, т. е. обслуживание одного покупателя, составляют 8 – 10 элементов.

Двигательная нагрузка контролера-кассира, так же как и кассира, выражается в виде множества мелких стереотипных движений пальцев при работе на кассовых аппаратах. Магазины самообслуживания, как правило, оснащены современными кассовыми аппаратами, что позволяет уменьшить величину усилия при выбивании чека. Иногда, например в овощных магазинах, контролеру-кассиру приходится периодически взвешивать товар и при этом перемещать гири весом от 0,5 до 2 кг на расстояние 30 – 36 см (от поверхности рабочего стола до весов). Вместе с тем общая физическая нагрузка чрезвычайно низка.

Работе контролера-кассира, так же как и работе кассира, свойственна выраженная гиподинамия, вынужденная и неудобная рабочая поза «сидя».

Сравнение уровня интенсивности каждого из факторов показывает, что для всех обследуемых групп прежде всего характерен неблагоприятный режим труда. Так, в обследуемых магазинах он был полуторасменным – по 11 ч 40 м через день или через два-три дня работы два-три дня отдыха. Фиксированный перерыв на обед составлял 1 ч. Подобный режим работы достаточно широко распространен в практике торговых учреждений.

Для всех трех профессий характерно явно выраженное нервно-эмоциональное напряжение. Оно обусловлено необходимостью в процессе работы выполнять достаточно сложные действия по заданному плану часто в условиях недостатка времени, а также необходимостью общаться со многими людьми при различной степени их коммуникабельности.

Весьма неблагоприятной особенностью работы является фиксированная рабочая поза: сидя – для кассиров и контролеров-кассиров, стоя – для продавцов. Длительность пребывания в таком положении, невозможность произвольно изменить его определяют ведущее значение этого фактора.

В то же время работа кассира и контролера-кассира характеризуется сочетанием постоянно выраженного нервно-эмоционального напряжения, большого объема воспринимаемой и перерабатываемой информации и резким ограничением общей подвижности. Все это позволяет оценить труд указанных работников как весьма тяжелый и рассматривать его как благоприятный фон для развития различных заболеваний, в том числе и сердечно-сосудистых.


Психология в торговле:

Состояние здоровья работающих в торговле
Высокий уровень заболеваний сердечно-сосудистой системы у работников торговли
Высокая заболеваемость респираторными инфекциями среди работников торговли
Физиологические основы теплообмена человека
Изменение теплового обмена человека при работе в различных условиях
Метеорологические условия на производстве
Психология в торговле (содержание)