Игра-отчет «Мой самый трудный покупатель»

Проводится она в период производственной практики или при обучении без отрыва от работы. Учащиеся получают задание в течение какого-то срока (скажем, недели) запоминать всех трудных покупателей, чтобы в конце выбрать самого трудного из них "и быть готовыми рассказать о нем. Требуется объяснить, в чем была сложность, как именно продавец ее ощущал, как вышел из положения, доволен ли своим поведением, и если нет, то в чем была его ошибка, осе учащиеся обсуждают и оценивают выступление отвечающего. Такая игра развивает у учащихся способность к самоконтролю, но она требует достаточно высокого интеллекта, склонности к самоанализу и поэтому находит ограниченное применение.

Значительно доступнее для учащихся ролевые игры. При анализе какой-либо сложной или конфликтной ситуации паре учащихся предлагается взять на себя роли трудного покупателя и продавца и выступить друг против друга. По ходу игры участники оценивают исполнение каждым «актером» своей роли, принимают или отвергают трактовку роли покупателя, критикуют поведение продавца. Игру можно останавливать для обсуждения отдельных моментов, переигрывать какие-то эпизоды, заменять исполнителей или обмениваться ролями. В результате коллективно отыскивается правильный путь выхода из заданной ситуации. Поначалу такая игра воспринимается как нечто несерьезное: «Ведь мы же понимаем, что это игра!» Участники опасаются, что, не поверив в реальность игровой ситуации, они не закаляют в ней свои чувства. Но суть метода состоит как раз не в переживании реальности в игре, а в переносе игрового отношения на реальность. Столкнувшись на практике с ситуацией, знакомой по игре, продавец как бы продолжает разыгрывать ее известным ему способом. Вместо того, чтобы подавлять волнение, он иногда лишь сдерживает улыбку: «Это мы уже проходили!»

Ролевые игры позволяют в спокойной и даже веселой обстановке отшлифовать отдельные поведенческие штампы и целые комбинации. Но неизмеримо ценнее то, что они развивают у продавцов способность смотреть на вещи чужими глазами и помогают им лучше понять покупателя.

Неоценимую помощь в профессиональном общении, особенно в трудных ситуациях, может оказать аутогенная тренировка, которая представляет систему специальных упражнений, позволяющих человеку регулировать свое психическое состояние с помощью физических воздействии и наоборот. Пока обучение аутогенной тренировке программами подготовки кадров не предусмотрено. Однако ею можно овладеть и самостоятельно .


Психология в торговле:

Проблемы психологического климата коллектива
Личные и групповые нормы поведения в сфере торговли
Гигиена торговли и профессиональные вредности
Необходимо учесть микроклимат торговых помещений
Количественная и качественная характеристика факторов профессиональной деятельности
Специфика работы кассира
Психология в торговле (содержание)