Необходимость общения в сфере обслуживания и торговли

Мы остановились на теневых сторонах общения в торговле, и поскольку речь шла только о них, неминуемо сгустили краски. В жизни же очень многое зависит от конкретных условий, в которых работает предприятие, от уровня воспитательной работы и профессиональной подготовленности персонала, от общей культуры населения и т. д.

И все же – независимо от того, насколько остро выражены рассмотренные особенности общения, осознаются ли они его участниками или нет – особенности эти существуют и влекут за собой серьезные последствия. Прежде всего интенсификация процесса общения ускоряет утомление участников. Но еще важнее качественные изменения характера общения, которые порождают взаимную напряженность, неудовлетворенность, приводят к формированию ряда субъективных психологических проблем и существенно отражаются на нервно-психическом состоянии и деятельности как обслуживающих, так и обслуживаемых.

Специалисты по психогигиене провели психологическое обследование группы работников продовольственных магазинов. В состоянии нервной системы многих из них были выявлены особенности, которые облегчают возникновение эмоциональных вспышек, реакций раздражения, а в наиболее выраженных случаях и разного рода нервных срывов. Было установлено, что из 140 обследованных каждый третий нуждался в тех или иных мерах психопрофилактики

Все сказанное позволяет прийти к выводу, что «нагрузку общением» следует рассматривать сегодня как фактор профессиональной напряженности труда в сфере обслуживания. Учет «нагрузки общением» необходимо сделать обязательной составной частью нормирования труда работников торговли.

Однако ни признание «нагрузки общением» фактором профессионального неблагополучия, ни включение ее в число показателей, измеряющих напряженность труда, само по себе не меняет дела.

Прежде всего в сфере обслуживания должны работать люди, расположенные к общению. Непригодные должны быть выявлены еще до того, как они пройдут обучение и получат профессию. Конечно, лучше всего это можно было бы сделать с помощью психологического обследования. Но соответствующие тесты не разработаны. Есть и другие сложности, препятствующие осуществлению строгого профессионального отбора. В первую очередь это недостаточное число желающих работать в сфере обслуживания: выбора нет, есть недобор, и в результате принимают всех, кто обращается. Это, однако, положения не спасает, так как люди, непригодные для работы в сфере обслуживания в дальнейшем или переходят с места на место или вовсе меняют специальность. Непригодные же, оставшиеся в торговле, порочат своим поведением весь персонал, и подрывают престиж торговой профессии. Поэтому даже в условиях ограниченного предложения рабочей силы нужно поставить барьер лицам, непригодным для работы в торговле. Это возможно на основе правильной профессиональной ориентации. Нужно помочь молодым людям, выбирающим профессию, составить ясное представление обо всех особенностях предстоящей работы, а также реально оценить свои возможности.


Психология в торговле:

Вопрос профессиональной этики в сфере торговли
Формирование навыков правильного общения продавца и покупателей
Игра-отчет «Мой самый трудный покупатель»
Проблемы психологического климата коллектива
Личные и групповые нормы поведения в сфере торговли
Гигиена торговли и профессиональные вредности
Психология в торговле (содержание)