Перерывы и микропаузы в течение рабочего дня

В отличие от вынужденных случайных перерывов или простоев, неблагоприятно влияющих на работоспособность и результаты труда, строго регламентированные перерывы являются одним из средств профилактики производственного утомления. На практике применяются обычно две формы чередования периодов труда и отдыха: 1) один более или менее длительный обеденный перерыв; 2) дополнительные кратковременные регламентированные перерывы в течение рабочей смены.

Обеденный перерыв длительностью 30 – 50 мин целесообразно назначать не позже, чем через четыре часа после начала работы. Оптимальная продолжительность дополнительных перерывов и распределение их в течение смены определяются на основании данных о динамике работоспособности в конкретных условиях трудовой деятельности, полученных путем эксперимента.

При введении дополнительных перерывов следует руководствоваться двумя положениями. Во-первых, организму нужно давать отдых не тогда, когда утомление уже наступило, а в самых начальных стадиях снижения работоспособности, т. е. для его профилактики. Во-вторых, перерывы (в том числе и обеденный) не должны быть длительными, чтобы не нарушить установившийся рабочий стереотип и избежать повторной длительной фазы врабатываемости после перерыва.

Как показывает опыт, введение дополнительных перерывов дает положительный эффект не сразу, а через некоторый промежуток времени.

Время назначения регламентированных перерывов обычно определяется в зависимости от тяжести работы: чем тяжелее и напряженнее работа, тем раньше следует назначить перерыв. При этом необходимо учитывать не только время назначения перерывов, но и их продолжительность. Установлено, что очень короткие и, напротив, очень длительные перерывы в работе могут быть малоэффективными как с точки зрения восстановления физиологических функций, так и с точки зрения производительности труда.

При работе средней тяжести наиболее целесообразен перерыв продолжительностью 5 – 10 мин: за это время физиологические функции восстанавливаются до оптимального рабочего уровня, утомление снижается и вместе с тем рабочая установка не нарушается.

При работах, требующих большого нервного напряжения, сосредоточенного внимания, связанных с быстрыми однообразными точными мелкими движениями, желательны частые, но короткие (до 10 мин) перерывы.

В тех случаях, когда работа характеризуется значительной физической нагрузкой, рекомендуются редкие, но более продолжительные (10 – 15 мин) паузы.

Кроме фиксированных перерывов, в любой работе между операциями возникают кратковременные перерывы – паузы продолжительностью несколько секунд. Такие перерывы необходимы в работе, так как именно в это время организм настраивается на иной вид деятельности. В зависимости от характера и тяжести работы микропаузы могут составлять 9 – 10% рабочего времени, и их также необходимо учитывать при нормировании рабочего времени.

Обеденный перерыв предназначен не только для приема пищи, но и является основным временем отдыха. Очень важно разумно и полноценно организовать этот отдых.

Исследованиями показано, что время, необходимое для обеда из трех блюд, занимает от 10 до 18 мин. Определенное время затрачивается и на дорогу к столовой и на санитарно-гигиенические процедуры. Одновременно с организацией питания необходимо учитывать калорийность пищи, а также качественный ее состав, т. е. соотношение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов, воды. Качественная и количественная характеристики пищевого рациона определяются прежде всего характером и продолжительностью работы, а также возрастом работающих и состоянием их здоровья.

Организации отдыха работников торговли, чей труд связан с выраженным нервно-эмоциональным напряжением, необходимо уделять особое внимание. В соответствии с отраслевыми санитарными нормами и правилами (отраслевые СНиП 11-1962) в торговых помещениях предусматриваются специальная комната для отдыха и приема пищи, гардеробная, буфет. Площадь комнаты отдыха, расположенной на расстоянии не более 75 м от рабочих мест, составляет не менее 0,2 м2 на одного работающего (из расчета числа людей, пользующихся комнатой отдыха (одновременно). В помещении для отдыха необходимо поддерживать оптимальную температуру (20°С) и освещенность, оно должно быть изолировано от шума, не подвергаться вибрации, обеспечено приточно-вытяжной вентиляцией с подачей воздуха из расчета не менее 30 м3/ч на человека. Комната отдыха должна быть оборудована установками с газированной водой, здесь должны быть кресла-шезлонги, кушетки и т. н. Стены помещений для отдыха рекомендуется окрашивать в светло-зеленые тона, действующие на нервную систему успокаивающе. Мебель должна быть удобной и гармонировать с интерьером комнаты.

Если температура рабочих помещений (кладовые, торговые залы и т. п.) ниже величин, рекомендуемых санитарными нормами, комната отдыха должна быть оборудована отопительными приспособлениями, титанами с кипятком. Для работающих в условиях повышенной температуры в комнатах отдыха желательно предусмотреть возможность радиационного охлаждения.

Во время обеденного перерыва следует исключить громкую музыку, бурные разговоры, споры, собрания, решение каких-либо административных или общественных вопросов, словом, все мероприятия, оказывающие дополнительную нагрузку на центральную нервную систему. С этой точки зрения в крупных магазинах скользящий обеденный перерыв более целесообразен, чем фиксированный.

Наряду с пассивным отдыхом, совмещенным с приемом пищи, необходимо также предусмотреть возможность активного отдыха. Многочисленными исследованиями установлено, что активный отдых, например производственная гимнастика, способствует более полному и более быстрому восстановлению работоспособности, улучшению физиологических функций организма.


Психология в торговле:

Производственная гимнастика
Комплекс упражнений для производственной гимнастики
Как правильно проводить массаж и самомассаж
Физиологическое обоснование различных графиков работы
Анализ работы продавцов и активность покупателей
Изучение изменений мышц рук и выносливости рабочего в течение рабочей недели
Психология в торговле (содержание)